Главная | Регистрация | Вход | RSS Понедельник, 18.11.2019, 22:55

МАОУ СШ № 3 р.п.Ильиногорск

Наша школа
Родителям
Детям


Направления работы психологической службы 

 

Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.

Целями службы являются:

· содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения созда­нии социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охра­ны здоровья и развития личности  всех участников образовательного процесса.

· содействие в приобретении учащимися, воспитанни­ками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получе­ния профессии, развития карьеры, достижения успе­ха в жизни;

·  оказание помощи обучающимся, воспитанникам обра­зовательных учреждений в определении своих воз­можностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

· содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающих­ся, воспитанников, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Задачи службы:

·психологический анализ социальной ситуации раз­вития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возник­новения, путей и средств их разрешения;

·содействие личностному и интеллектуальному разви­тию обучающихся, воспитанников на каждом возра­стном этапе развития личности;

·формирование у обучающихся, воспитанников способ­ности к самоопределению и саморазвитию;

· содействие педагогическому коллективу в гармони­зации социально-психологического климата в обра­зовательных учреждениях;  

· профилактика и преодоление отклонений в социаль­ном и психологическом здоровье, а также развитии обещающихся, воспитанников;

· участие совместно с органами управления образова­нием и педагогическими коллективами образователь­ных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;

· содействие распространению и внедрению в практи­ку образовательных учреждений достижений в обла­сти отечественной и зарубежной психологии;

· содействие в обеспечении деятельности педагогиче­ских работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в об­ласти психологии.

Основные направления работы психолога в  школе.

1.Диагностика.

Психологическая диагностика представляет собой уг­лубленное психолого-педагогическое изучение обучающих­ся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обу­чения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обу­чении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится как индивидуаль­но, так и с группами обучающихся.

Диагностическая работа, которая  проводится как в младшей так и в старшей школе.

1.Социометрические исследования классов.

2.Обследование атмосферы и актуальных проблем класса. Исследуются внутригрупповые нормы и установки, характер взаимодействия между учениками, внутригрупповая сплоченность, характер эмоциональной атмосферы в классе.

3.Индивидуальная диагностика учеников по запросу учителей и родителей. Чтобы сделать вывод о характере проблем, диагностируются как познавательная сфера (память, внимание, мышление, восприятие, динамика мыслительной деятельности) так и личностная (самооценка, уровень притязаний, уровень произвольной регуляции, характеристики эмоционального состояния, наличие невротической симптоматики, признаков дезадаптаци, особенности социальных контактов, учебная мотивация, личностная направленность).

4.Диагностика педагогов и родителей происходит методами наблюдения и беседы, в ходе которых выявляются особенности эмоционального состояния,  когнитивные установки, влияющие на развитие проблемной ситуации.

5. Наблюдение уроков, с целью составить впечатление о классе, как группы, увидеть особенности поведения не уроке отдельных учеников.

Диагностическая работа в средней и старшей школе

1.Диагностика адаптации пятиклассников к средней школе. Диагностика тревожности, мотивации,  субъективное восприятие ребенком его положения в школе.

2. Диагностика психологического состояния педагогов. Исследование уровня эмоционального выгорания и направленности мотивации.

3. Исследование психологической готовности старшеклассника к экзамену (ГИА,ЕГЭ). Смотрим уровень тревожности и умение планировать время, эффективно организовать деятельность.

4. Профориентационая диагностика (8-9 классы, 10-11 по запросу). Исследуются профессиональные интересы и профессиональные склонности.

2.Коррекционно-развивающая работа.

Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и со­хранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, логопедов, социальных педагогов и других спе­циалистов.

 

Коррекционно-развивающая работа в средней и старшей школе.

Индивидуальная развивающая и коррекционная работа.

Работа с детьми, показавшими неблагополучие по результатам групповых обследований, так же с детьми, демонстрирующими признаки дезадаптации  по запросам учителей и родителей, работа с детьми, стоящими на внутри школьном учете. Направленность такой работы бывает самая разная, но, как правило, актуальными оказываются следующие направления:

  • коррекция познавательной сферы
  • коррекция неблагополучного эмоционального состояния (тревога, страхи, депрессия)
  • помощь в преодолении агрессивности, импульсивности,  выработка навыков самоконтроля.
  • помощь в налаживании отношений со сверстниками.

 Групповая развивающая и коррекционная работа

1.Проведение коррекционных занятий, направленных на обучение навыкам общения и конструктивному взаимодействию, развитию самосознания, работе с эмоциями (малая группа)

  2.Проведение  групповых занятий направленных на повышение мотивации учения, посредством занятий, направленных на формирования личностного смысла учебной деятельности (класс)

3. Проведение занятий на развитие познавательных функций, для коррекции неуспеваемости (малая группа)

4. Проведение занятий, направленных на групповую сплоченность,  разрешение конфликтов, повышение внутригруппового доверия и толерантности.(класс)

5 Работа, направленная на разрешение конфликтов,  формирование приемлемых внутригрупповых норм поведения, формирования у детей ценности дисциплины и навыков самоконтроля.

6. Разрешение возникающих в классах конфликтных ситуаций.

3.Консультирование.

Консультативная работа психолога  школы проводится по следующим направлениям:

  • Консультирование  педагогов.
  • Консультирование  родителей.
  • Консультирование школьников.

В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка.

Консультативная деятельность — это оказание помо­щи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образова­тельного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. Особенностью консультативной работы психолога в школе является то, что непосредственным «получа­телем» психологической помощи является не ее окончательный адресат — ребенок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог оказывает подчас лишь косвенное воздействие на ребенка. Он только дает советы; реализовывать их — задача обратившегося.

1. Консультирование и просвещение педагогов.

В консультативной работе с педагогами можно выде­лить ряд принципов, на которых основано сотрудничество школьного психолога с педагогическим коллективом в ре­шении школьных проблем и профессиональных задач са­мого педагога:

· равноправное взаимодействие психолога и педагога;

· формирование у педагога установки на самостоятель­ное решение проблем, т. е. снятие установки на «готовый рецепт»;

· принятие участниками консультирования ответствен­ности за совместные решения;

· распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.

В организации психологического консультирования педагогов можно выделить три направления:

1 Консультирование педагогов по поводу проблем обу­чения, поведения и межличностного взаимодействия кон­кретных учащихся. Это наиболее распространенная форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве пси­холога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка и его обучения

Консультирование в этом направлении может быть орга­низовано, с одной стороны, по запросу педагога, с другой — по инициативе психолога, который может предложить учи­телю ознакомиться с той или иной информацией о ребенке (по результатам фронтальной и углубленной индивидуаль­ной диагностики) и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки.

Организация работы по запросу учителя наиболее эф­фективна в форме индивидуальных консультаций.

2.Консультирование в ситуациях разрешения межлич­ностных и межгрупповых конфликтов в различных систе­мах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель - родители и др.

В рамках такой социально-посреднической работы пси­холог организует ситуацию обсуждения конфликта снача­ла с каждым оппонентом отдельно, затем — совместно. Пси­холог помогает снять эмоциональное напряжение у участ­ников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые спо­собы решения противоречивой ситуации.

2. Консультирование и родителей.

Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации пробной работы с педагогами, может быть орга­низовано, с одной стороны, по запросу родителя в связи с ока­зания консультативно-методической помощи в организации эф­фективного детско-родительского взаимодействия; с другой — по инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Также целью консультирова­ния может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.

1. Случаи, группирующиеся вокруг тревожности роди­телей индивидуально-личностных качеств ребенка: медли­тельный, утомляемый, упрямый, эгоист, агрессивный, тре­вожный, лживый, конфликтный и др.

2. Случаи, группирующиеся вокруг особенности меж­личностных отношений ребенка со сверстниками и взрос­лыми: необщительный, учитель предвзято относится к ре­бенку, плохие отношения между братьями и сестрами, непонимание ребенка родителями и др.

3. Запрос по поводу выдающихся, с точки зрения роди­телей, способностей ребенка: как составить план индиви­дуальных занятий с ребенком, рассчитать посильную для него нагрузку.

4.Просвещение.

Психологическое просвещение представляет собой фор­мирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руково­дителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; созда­ние условий для полноценного личностного развития и са­моопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Просвещение в старшей и средней школе.

1.Лекции для родителей, посвященные возрастным особенностям и типичным трудностям детей, разных возрастных категорий.

2. Семинары для педагогов, посвященные способам борьбы с состоянием эмоционального выгорания.

3. Семинары для педагогов, посвященные поиску способов преодоления нарушений дисциплины на уроке.

4.Участие в заседаниях родительского клуба. Ответы на актуальные для родителей вопросы.

5. Проведение уроков психологии в старших классах.

 

5. Профилактическая работа.

Профилактическая работа направлена на предупреждение возможных трудностей и включает в себя комплекс мер, направленных на усиление адаптивных возможностей детской психики.

Профилактическая работа в средней и старшей школе.

1.Работа с 5-ми классами, направленная на адаптацию к средней школе. Она включает в себя занятия, направленные на адаптацию к новым условиям обучения, и занятия развивающие психологические качества и возможности противостоять типичным для младшего подростка трудностям. На первых ученики в игровой форме учат имена и отчества своих новых учителей, составляют план здания школы, в котором им теперь учиться, обсуждают новые требования. На вторых ребята выполняют упражнения, направленные на сплочение коллектива, развитие доверия, самосознаяния, играют в игры способствующие психологической разрядке. Так же на этих занятиях обсуждаются темы школьных правил, дружбы и взаимоотношений, происходит поиск личностного смысла обучения.

2. Работа со старшеклассниками, направленная на профилактику трудностей, возникающих на экзамене и во время подготовки к нему. Работа включает с себя освоение техник регуляции своего эмоционального состояния, наработка способов  эффективной организации времени и рабочего пространства.

3. Занятия с 11 классом, направленные на групповую сплоченность, повышение внутригруппового доверия, формирование критериев нравственного выбора, навыков разрешения трудностей.

4. Проведение по запросам педагогов тематических классных часов.

 

6. Экспертная работа.

1.Участие в заседаниях совета профилактики.

2. Подготовка психодиагностических заключений для других специалистов по запросу родителей.

3.Проведение независимой экспертизы, направленной на оценку удовлетворенности образовательным процессом всеми его участниками.

 

7. Организационно-методическая работа.

1.Планирование работы.

2.Подготовка материалов для проведения мероприятий.

3.Анализ результатов диагностики.

4.Разработка рекомендаций. 

5.Подготовка программ коррекции.

6.Оформление протоколов консультаций, рабочего журнала, отчетов.

7.Выявление запросов, обсуждение возможностей совместной работы.

8.Составление расписания занятий

9.Анализ и систематизация материалов.

10. Повышение уровня образования.

Циклограмма

работы на неделю педагога-психолога МАОУ СШ № 3

Вилковой О.А. в 2015-2016 уч. году.

День недели

Время

проведения

Виды и формы работы

Понедельник

 

с 8.00 – 13.30

с13..30 –15.00

с 15.00 -17..00

1.Индивидуальные консультации учащихся группы «риска», инвалидов, опекаемых.

2. Административное совещание

3. Подготовка к коррекционным занятиям. Оформление документации.

Вторник

с 8.00 -17.00

с 9.30 – 10.00

с 10.00 – 13.30

с 13.30 – 17.00

 

1. Дежурство по школе.

2. Коррекционные занятия.

3. Совещания, педагогические советы, семинары.

4. Консультации родителей (индивидуальные, групповые по плану работы и по запросу).

Среда

с 8.00 – 13.40

с 13.40 – 15.00

 

1. Работа с документацией, анализ диагностик.

2. Индивидуальные консультации учащихся и учителей

Четверг

 

с  8.00 - 10.00

с 10.00 – 12.00

с 12.00 – 13.30.

с 13.30 – 15.00

1. Посещение уроков.

2. Индивидуальные консультации учащихся и учителей.

3. Диагностика учащихся по плану работы.

Семинары, совещания психологов района.

Пятница

 

с 8.00 –  12.30

с 12.30 – 13.30

с  13.30 – 16.00

1. Индивидуальные консультации учащихся и учителей.

2. Оформление документации, подбор инструментария, литературы.

Суббота 

с 8.00 – 14.00

(по графику

1. Консультация с учащимися и их родителями (по графику дежурства). 

2. Посещение уроков. 

3. Диагностика учащихся по плану работы.

 

Поиск
Услуги
Наши выпускники
Новости/объявления
Общение
Календарь
«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz